Защита информации в компании от StaffCop

Опубликовано smart - сб, 05/21/2022 - 19:16

Методы защиты конфиденциальной информации на предприятииОбеспечение защиты информации в компании должно проводиться на всех уровнях работы. От руководителя требуется оценка возможных рисков с целью их предотвращения. Большинство современных угроз связано с информационными технологиями, поэтому аудит должен вплотную затрагивать существующие в организации программные продукты и помогать находить способы борьбы с утратой данных.

Кто обеспечивает информационную безопасность на предприятии?

Организация может самостоятельно заниматься борьбой с разглашением, искажением или утратой служебных сведений в Москве. Но лучше привлечь к решению этой задачи профессионалов. Сторонние, незаинтересованные в результате эксперты изучат работу предприятия и текущие организационные процессы, после чего разработают методы ИБ, гарантирующие надежность хранения конфиденциальных данных.

Наиболее опасные угрозы ИБ

Приватная информация чаще всего страдает от хакерских атак. Эта проблема затрагивает и крупные концерны, и небольшие интернет-магазины. Угрозой бизнесу служат следующие явления:

  1. Хищение конфиденциальных сведений с помощью взлома программ. Помимо взлома, служебные данные можно утратить при работе через незащищенные каналы связи.
  2. Хищение персональных данных за счет подстановки фиктивных инструментов аутентификации. Личные данные воруют в банковской системе и крупных организациях, торгующих услугами и товарами. Затем эти сведения перепродаются заинтересованным лицам.
  3. Инсайдерские кражи в пользу конкурентов. Здесь тоже похищаются клиентские базы данных и передаются конкурирующим организациям.
  4. DDoS-атаки, заглушающие канал связи. Этот тип угрозы особенно опасен для интернет-магазинов и фирм, торгующих услугами через интернет. Ведь атака DDoS делает сайт недоступным для клиентов.
  5. Заражение вирусами. Современные вирусы способны шифровать данные и делать их прочтение невозможным. Злоумышленники предлагают расшифровку за выкуп. Многие из них требуют выплату суммы в криптовалюте для исключения риска идентификации преступника.
  6. Использование дефейса. Под этим термином подразумевается замена главной страницы сайта на другую, содержащую невыгодные или оскорбительные для компании предложения.
  7. Обман с помощью фишинга. Принцип фишинга заключается в рассылке писем с привычных для пользователя адресов. Ссылка может быть похожа на адрес банка или крупного портала. Переходя по ней и вводя логин с паролем, пользователь передает свои данные злоумышленникам.
  8. Спам, мешающий находить важные сообщения.

Хакерские действия постоянно изменяются, так как мошенникам приходится совершенствоваться и обходить новые средства борьбы с атаками. Поэтому и меры по устранению угроз тоже изменяются каждый день.В отдельную категорию стоит отнести аппаратные сбои из-за поломки оборудования, серьезных аварий или стихийных бедствий. Эти события тоже отражаются на информационной безопасности.

На чем базируется информационная безопасность?

ИБ включает в себя три основных компонента, которые касаются самих сведений и инфраструктуры для их хранения. Базовые составляющие ИБ:

  1. Целостность. Данные должны защищаться от порчи и несанкционированного внесения изменений.
  2. Доступность. Организации, имеющие право доступа к документам, не должны сталкиваться с проблемами при поиске сведений.
  3. Конфиденциальность. Если данные нуждаются в защите от разглашения, они не должны быть доступны посторонним лицам.

Порядок проведения аудита

Проверку уровня защищенности небольшой компании от хакерских атак можно провести силами собственных сотрудников. Но для больших корпораций такое решение может стать непоправимой ошибкой, так как крупные организации обрабатывают важные сведения на разных уровнях управления. В подобных условиях с аудитом справляются только профессионалы.К помощи специалистов лучше прибегать и владельцам малого бизнеса. Ведь для выявления и устранения уязвимостей небольшой фирмы надо изучить следующие вопросы:

  1. Кому, помимо основных сотрудников, доступны компьютеры? Есть ли в помещениях с ПК пропускная система и учитывает ли она время нахождения вошедших в комнату людей возле оборудования?
  2. Можно ли подключать к компьютерам съемные устройства и копировать на них данные?
  3. Какое ПО установлено на оборудовании, имеет ли оно лицензию и как часто обновляется? Можно ли получить доступ к сведениям извне?
  4. Используются ли на ПК брандмауэры и антивирусы?
  5. Есть ли разграничение доступа и система учета пользовательских действий? Если доступ разграничен, важно уточнить, кто имеет право изменять эти настройки.
  6. Как идентифицируются пользователи и предусмотрена ли двухфакторная система аутентификации? Есть ли наказания для работников, передающих свои пароли и логины другим коллегам?
  7. Как часто меняются пароли и что будет, если пользователь несколько раз введет неверный набор символов?
  8. Были ли составлены все правовые документы, касающиеся ИБ?

При работе с серьезной организацией перечисленных действий для обеспечения безопасности будет недостаточно. Если крупная корпорация имеет высококонкурентные цели, разрабатывает новые технологии или обрабатывает огромные базы персональных данных, она должна позаботиться не только о ликвидации угроз, связанных со случайными хакерскими атаками и происками инсайдеров. В таких случаях приходится исследовать информационную систему гораздо глубже. Во время аудита надо уточнить:

  1. Степень уязвимости к внешним хакерским программам, в том числе и к платным.
  2. Наличие сетевых экранов между кластерами, при условии обработки конфиденциальных данных в разных зонах.
  3. Уровень защиты связи при передаче информационных пакетов удаленным работникам.
  4. Наличие учета действий пользователей с конфиденциальными сведениями.
  5. Наличие многоуровневого и дифференцированного доступа к системе.

Если организация работает с большими базами персональных данных, необходимо также проверить соблюдение ею соответствующего закона и государственных рекомендаций по организационным мерам, а также убедиться в использовании сертифицированных программ.После изучения перечисленных вопросов можно разрабатывать схему защиты данных с учетом актуальных для организации угроз.

Алгоритм создания системы безопасности

Работы включают в себя следующие этапы:

  1. Описание модулей информационной сети с их основными характеристиками.
  2. Определение конфигурации с учетом ограничений по бюджету, времени и человеческим ресурсам.
  3. Составление документации и обучение персонала.
  4. Внедрение оборудования и программ для устранения угроз.

Организационные работы

Меры безопасности организационного типа бывают трех видов: общеобязательные, защищающие персональные сведения и направленные на безопасность отдельных процессов или объектов. Каждая из групп делится на две подгруппы. Одна из них подразумевает разработку документации, а вторая — планирование защитных действий.

Общеобязательные меры

На этом уровне все защитные действия регламентируются политикой предприятия. Она включает в себя цели информационной безопасности, классификацию служебных данных по значимости, особенности разграничения доступа к сведениям, правила работы с оборудованием и наказания за их нарушения. Все условия политики фиксируются в документе и озвучиваются сотрудникам.

Коммерческая тайна

В России разглашение персоналом конфиденциальных данных предприятия карается на государственном уровне. Поэтому обеспечение безопасности сведений можно осуществить за счет введения режима коммерческой тайны. Для этого надо:

  1. Издать приказ.
  2. Составить четкий список данных, не подлежащих разглашению.
  3. Ввести систему учета перемещения конфиденциальных документов.
  4. Ознакомить работников с приказом.
  5. Внести условия об ответственности за разглашение сведений в трудовые договоры.

Техническая сторона вопроса

На этапе технического проектирования подбираются программы для системы безопасности. Их выбор зависит от типа конфиденциальных данных, перечня устройств, подключенных к сети, других установленных программных продуктов, уровня защиты учетных записей, необходимости в шифровании трафика и документов, доступа персонала к сети и других факторов. На основе этих критериев подбирается эффективное ПО. Оно может включать в себя:

  • сертифицированные антивирусы;
  • надежные фаерволы;
  • инструменты, защищающие электронную почту от спамерских рассылок;
  • криптографические продукты;
  • инструменты для поиска уязвимостей системы;
  • программы, блокирующие утечку сведений.

Проблемы доступности

Отдельно стоит выделить угрозы доступности, способные навредить не только данным, но и оборудованию. Чаще всего эти проблемы возникают из-за ошибок персонала или неправильной работы оборудования. В итоге в системе образуются уязвимые с точки зрения безопасности места. Защититься от этих угроз можно с помощью внедрения автоматики и строгого контроля действий сотрудников.Угрозы доступности обычно возникают на фоне:

  • нежелания персонала учиться работать с оборудованием;
  • низкой квалификации работников;
  • плохой технической поддержки;
  • невыполнения рабочих обязанностей;
  • неправильной конфигурации системы;
  • программных сбоев;
  • повреждения оборудования.

Проблемы целостности

Целостность данных и ПО может пострадать от действий злоумышленников. Заинтересованные лица вводят неверную информацию, редактируют сведения, подменяют заголовки и вносят другие изменения, причиняющие ущерб бюджету и репутации предприятия.

Как защитить данные?

Обезопасить сведения можно при помощи нескольких методов. Применять их надо комплексно, в противном случае безопасность окажется односторонней и малоэффективной.

Инженерно-технические методы

К группе инженерно-технических мер относятся инструменты, связанные с особенностями самого объекта и расположенных в нем помещений. Эти средства позволяют:

  1. Защитить помещения от проникновения посторонних лиц.
  2. Предотвратить удаленное прослушивание и видеосъемку.
  3. Заблокировать перехват данных.
  4. Разграничить доступ персонала в помещения.
  5. Контролировать работу сотрудников и их перемещение по объекту.
  6. Защититься от возгораний и стихийных бедствий.

Криптографические методы

Инструменты криптографии помогают зашифровать все данные на компьютере и передавать их между устройствами тоже по шифрованным каналам. Криптография позволяет не бояться разглашения ценных сведений. Также она защищает документы от нелегального копирования и редактирования.

Программно-аппаратные методы

К категории программно-аппаратных инструментов относится ПО и электронное оборудование, обеспечивающее безопасность сведений. Это может быть техника для считывания отпечатков пальцев или идентификационных карт. Также к этой группе стоит отнести приборы для блокировки несанкционированного доступа к системе и удаления данных с носителей, программы для авторизации пользователей и разграничения доступа, ПО для шифрования и другие инструменты. Для достижения максимальной эффективности рекомендуется использовать программные и аппаратные защитные методы одновременно.Предусмотреть все риски и угрозы невозможно, так как технологии мошенников тоже развиваются с каждым днем. Поэтому руководитель компании должен регулярно изучать слабые места системы безопасности и бороться с ее уязвимостями.